К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 9 (246) июнь 2014 г.



РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

9-10 июня 2014 г. в Алматы прошел семинар «Дальнейшее развитие регионального сотрудничества в области управления информацией по охране окружающей среды и водным ресурсам между странами Центральной Азии». В работе приняли участие эксперты министерств охраны окружающей среды, министерств сельского и водного хозяйства, гидрометеорологических служб, МКУР, НИЦ МКУР, ИК МФСА, НИЦ МКВК, БВО «Сырдарья», РЦГ, РЭЦ ЦА, Международного бюро по водным ресурсам, а также ключевых доноров.

Организация семинара была инициирована ЕЭК ООН как одной из основных международных организаций, которая способствует усилению международного сотрудничества.

Работа семинара была организована в виде 6 сессий:

  1. Сильные и слабые стороны национального и регионального управления информацией по вопросам окружающей среды, водных ресурсов и гидрометеорологии; возможности для взаимодополняемости и синергии
  2. Информационные потребности для охраны окружающей среды и устойчивого развития
  3. Информационные потребности для интегрированного управления водными ресурсами
  4. Определение структуры и сферы охвата единого регионального информационного пространства
  5. Основополагающие принципы, правовые рамки и институциональные структуры для современного регионального информационного пространства
  6. Последующие шаги на существующие вызовы

Надежная, всеобъемлющая, внутренне согласованная и доступная для понимания информация является важной частью эффективной системы поддержки принятия решений на национальном и региональном уровнях. Систематические усилия по укреплению регионального сотрудничества должны включать в себя, в качестве одного из первых шагов, конкретные меры по улучшению управления информацией. В Центральной Азии все еще предстоит создать хорошо функционирующую региональную платформу для информации по устойчивому развитию, окружающей среде и управлению водными ресурсами.

Информация по окружающей среде и водным ресурсам и гидрометеорологические данные часто пересекаются и дополняют друг друга. Создание децентрализованного, но единого информационного пространства, которое бы охватывало все вышеупомянутые области, было бы не только более эффективным шагом с точки зрения затрат, но и значительно увеличило бы полезность информационного пространства как для научных целей, так и для поддержки процесса принятия решений.

В прошлом году Целевая группа НИЦ МКУР при поддержке ЕЭК ООН подготовила оценочный доклад с рекомендациями по совершенствованию МКУР. На основе этого доклада была разработана Дорожная карта, которая содержит ряд конкретных шагов и проектов. Проект Дорожной карты обсуждался на заседании МКУР в Душанбе 3 апреля 2014 года. И в оценочном докладе, и в Дорожной карте подчеркивается необходимость улучшения управления экологической информацией на региональном уровне. Также в Душанбе МКУР приняла решение с просьбой к ЕЭК ООН оказать поддержку в организации семинара по разработке методологических подходов и требований для развития единого информационного пространства по окружающей среде и устойчивому развитию в Центральной Азии.

Следует отметить, что МКВК в значительной степени опередило МКУР в части развития информационной системы, создания портала, который ныне устойчиво посещает более 4 тысяч посетителей, развития баз знаний в области воды, орошаемого земледелия и окружающей среды. Более высокий уровень понимания необходимости обмена информацией на региональном и межнациональных уровнях, роли и значимости информационных систем в управлении, охране и развитии водных ресурсов, развитое у МКВК, опережая МКУР, в то же время создаёт основу для совместных работ. Это явствует из прозвучавших на семинаре выступлений. Разработанная рабочей группой ИК МФСА с участием экспертов всех стран ЦА «Концепция развития информационного обмена и механизмов взаимоотношения ее участников в Центральной Азии», была доработана впоследствии группой экспертов МКВК и утверждена на 63 заседании МКВК (апрель 2014, Ташкент). Это даёт возможность для дальнейшего развития информационного поля водных, земельных и природных ресурсов с участием как МКУР, так и МКВК и других организаций региона. Основные положения доработанного документа, получившего название «Концепция развития информационной сети по водохозяйственным вопросам в Центральной Азии», отражают:

  • приоритетные цели и задачи проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного обмена по водохозяйственным проблемам Центральной Азии
  • принципы и организационные основы сотрудничества государств Центральной Азии в сфере развития соответствующих информационных служб в водохозяйственном секторе
  • механизмы реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по усилению информационной обеспеченности и развитию межгосударственного информационного обмена по водохозяйственным проблемам в Центральной Азии.

Среди основных принципов формирования информационной сети отмечены:

  • использование и развитие существующих информационных ресурсов и инфраструктуры на национальном и межгосударственном уровнях;
  • обеспечение полноты, официальности, актуальности и достоверности информации;
  • обеспечение открытости и доступности информации при соблюдении законодательства государств, регламентирующего ограничение доступа к охраняемой законом тайне;
  • категорирование информации и пользователей для разграничения прав доступа к информации;
  • обеспечение информационной безопасности и защиты национальных интересов в сфере водохозяйственной информации и информатизации водного сектора;
  • поэтапное формирование и развитие информационной сети МКВК и ее расширение с вовлечением других секторов.

В процессе многие выступающие отмечали значимость портала CAWater-Info, который по объему всестороннего охвата и информационному содержанию намного превосходит другие имеющиеся в регионе информационные источники, хотя в некоторые из них донорами были вложены большие средства. В то же время, большое количество работающих в информационном поле организаций - Zoi, Всемирный банк, Международное бюро по водным ресурсам - создали определенные информационные продукты, которые требуют их включения в общее информационное поле и расширения сферы применения.

Директор НИЦ МКВК проф. В.А. Духовный и руководитель портала CAWater-Info И.Ф. Беглов в своих докладах о перспективах развития информационного поля отмечали, что использование имеющихся информационных продуктов и их совместное развитие будут являться дальнейшим вкладом в усиление открытости и прозрачности системы управления водными ресурсами бассейна. Многочисленными региональными нормативно-правовыми документами создана определенная основа для информационного обмена между всеми участниками информационного поля, которая должна быть усилена подписанием отдельного соглашения по этому вопросу. Основа информационной системы, созданная при поддержке Евросоюза и Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству, к сожалению, в последнее время поддерживается только Узбекистаном, в некоторой степени ЕЭК ООН. Несмотря на решения и положения МКВК, никто из членов МКВК не заключил договора на представление бесплатной информации или определенный финансовый вклад в развитие информационной системы. Существуют и другие определенные препятствия к тому, чтобы информационная база развивалась на демократической основе. В частности, таким препятствием в открытости и доступности информации является Соглашение об обмене информацией между национальными гидрометслужбами и о запрещении предоставления информации третьим сторонам. Гидрометслужбы рассматривают при этом региональные организации как третьи стороны, и БВО, и НИЦ вынуждены пользоваться данными гидрометслужбы, получаемыми от национальных водохозяйственных организаций.

В процессе обмена мнениями были высказаны следующие предложения:

  1. Создать Координационный Совет из представителей заинтересованных сторон, включая ИК МФСА, МКВК и МКУР, а также ЕЭК ООН для дальнейшего развития программы совместных действий по созданию единого информационного поля;
  2. Рекомендовать как области совместной работы МКУР и МКВК вопросы качества воды, осуществления экологических услуг, деградация земель и изменение характера землепользования, создание паспортов бассейнов как основы бассейновых планов действий
  3. Целесообразно через ИК МФСА организовать ознакомление членов и органов МКВК с дорожной картой, подготовленной МКУР, а также ознакомление членов МКУР с Концепцией информационного поля, согласованной МКВК.

Можно сказать, что семинар стал еще одним шагом в направлении развития регионального информационного пространства.