К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 10 (208) июль 2012 г.



ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧИХ ГРУПП КОНВЕНЦИИ ЕЭК ООН

Заседанию Рабочих групп предшествовало 16 совещание рабочей группы водной инициативы Евросоюза для зоны ВЕКЦА. Председательствовал директор Департамента водных ресурсов Румынии Георг Константин, представитель ОЭФ Ксавье Лефлев и ЕЭК ООН - Бу Либерт. Заседания, в основном, сконцентрировало дискуссии вокруг проведения Национальных политических диалогов по внедрению ИУВР (НПД) и водоснабжению с санитарией (ВСС) в рамках Европейской водной инициативы (EUWI). Программа работает с 2006 г. в Армении, Киргизстане и Молдавии, а с 2010 г. в Азербайджане, Грузии, Таджикистане и Туркменистане. В настоящее время по запросу правительства Казахстана программа НПД начинает свою работу в Казахстане. В рамках этой деятельности страны доложили о результатах и достижениях:

  • Армения - осуществила программу ИУВР на примере бассейна реки Мармарик, а затем в бассейне реки Дебред. Пилотный проект оплаты экологических услуг системы сформирован в 2010-2012 году. Получил признание «Суммарные результаты и уроки от внедрения ИУВР через целевые результаты НПД Армении, включая экономические и финансовые дисциплины».
  • Азербайджан начал свою работу с подготовки двустороннего договора с Грузией по реке Кура в рамках программы ENVSEC, а также подготовки проекта по мониторингу совершенствования устройств для водосбережения в Азербайджане, а также двух пилотных проектов.
  • Грузия - подключилась к Азербайджану по проекту реки Кура, организовала комитет, подготовлен отчет о водной деятельности в Грузии, включая подготовку инструментов по планированию будущих диалогов по ИУВР.
  • Киргизстан - начал деятельность по НПД в 2008 г., сконцентрировав свое внимание на организации бассейнового совета реки Чу и развитии плана действий по обеспечению страны питьевой чистой водой. В 2010 г. был разработан стратегический план финансирования работ по ВСС, а в настоящее время приступили к такому же проекту НПД по Иссык-Кулю. Дания предоставила международного эксперта для этих работ.
  • Молдова - достигла наибольшего успеха в трех политических направлениях, включая приказ правительства по улавливанию расходов сбросных вод из муниципальных источников. Было подготовлено правительственное решение по достижению целей мониторинга воды и земли, а также организация согласительных комиссий в области воды и здоровья. На последнем этапе НПД предусматривает учет изменения климата.
  • Россия - сфокусировалась на улучшение юридической, организационной и регуляторной основы с учетом участия частного сектора в ВСС с выработкой соответствующих рекомендаций и разработок федерального закона по водосбережению и канализации.
  • Таджикистан - разработал рабочую карту ИУВР. Главный крен был сделан на поддержание развития водного сектора, его стратегии, включая развитие всех юридических и организационных основ. Таджикистан акцентировал внимание на сотрудничестве с Киргизстаном и Афганистаном на верхнем уровне водной иерархии. Вопрос усиления трансграничного сотрудничества разрабатывался с Киргизстаном по малым рекам, и прозвучала информация о том, что готовится работа по Амударье с Афганистаном. По этому вопросу было сделано замечание, что сотрудничество невозможно без нижних стран. Упор был сделан на разработку основных положений водной стратегии.
  • Туркменистан - организовал повторную встречу в апреле 2011 г. и создал межминистерскую экспертную группу для пересмотра национального законодательства по воде с учетом адаптации в условиях Туркменистана принципов ИУВР, указанных в Конвенции 1992 г. Был подготовлен доклад о возможности перехода Туркменистана на бассейновый метод.
  • Украина - подготовила два пакета политических документов:
    • Конвенция адаптации водной политики Евросоюза и Украины в соответствии с директивой UNESE по адаптации к изменению климата;
    • ТЗ на будущие проекты по изменению климата в бассейне реки Днепр.
    Кроме того, подготовлено предложение по дорожной карте реформы по созданию юридического и институционального контекста для поддержки межминистерской координации в объемах водных ресурсов.

В комментариях проф. В.А. Духовного по выступлениям по данному вопросу было подчеркнуто, что в рамках проекта "ИУВР-Фергана" в Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане внутринациональный диалог был организован намного ранее - с 2001 г. путем организации национальных координационных групп под руководством заместителей министров с участием всех министерств, заинтересованных в развитии водного хозяйства. Мною была сделана презентация по развитию потенциала организаций Центральной Азии по внедрению ИУВР, в которой была продемонстрирована ведущая роль Узбекистана, где масштабы внедрения достигли 400 тыс. га. Также была подчеркнута необходимость развития этой программы в виде организации Центров распространения знаний для АВП и фермеров.

По вопросу о развитии международного водного права выступил заместитель руководителя водных ресурсов Киргизстана Ч. Узакбаев.

Представитель ИВМИ О. Анарбеков разработал вопросник по оценке внедрения ИУВР в странах ВЕКЦА. Ему было сделано замечание, что принципы достижения в корне отличаются от разработки НИЦ и ИВМИ в проекте "ИУВР-Фергана". Складывается впечатление, что Узбекистан и Казахстан - страны-члены Конвенции, пользуются меньшим вниманием и финансовыми вливаниями от доноров, чем страны, отвергающие Конвенцию (Киргизстан и Таджикистан).

Главная задача совещания двух рабочих групп - Оценки трансграничных вод и ИУВР была обозреть внедрение рабочего плана на 2010-2012 гг. для Конвенции 1992 г. и рассмотреть предложения для развития программы на 2013-2015 гг.

Совещание отметило значительный прогресс в продвижении ратификационного процесса. Туркменистан заявил об организации политического процесса, который направил на решение Правительства предложение по присоединению к Конвенции. Киргизстан решил без присоединения к Конвенции присоединиться к Протоколу о воде и здоровье. Участники обсудили механизм внедрения Конвенции применительно к трансграничным грунтовым водам.

Совещание рассмотрело проект решения о присоединении стран, не являющихся членами ЕЭК ООН. Было представлено три варианта: вариант А - был сразу отклонен и приняты к рассмотрению варианты В и С, по которым президиум Конвенции должен подготовить документ для окончательного обсуждения. Стороны Конвенции должны проконсультироваться со своими правительствами по поводу возможных решений по этому вопросу и проинформировать Секретариат до 15 августа 2012 г. с тем, чтобы Секретариат мог подготовить соответствующие решения на рассмотрение 6 Сессии Совещания сторон в Риме с 28-30 ноября 2012 г.

Во время обсуждения проф. В.А. Духовным было высказано сомнение, которое не было учтено - понимая политическую значимость присоединения стран, не являющихся членами ЕЭК ООН, в то же время имеет ли смысл безгранично расширять рамки Конвенции, учитывая, что и в настоящее время при ограниченном количестве членов финансовые ресурсы ЕЭК ООН недостаточны.

Детальному обсуждению подвергся вопрос проекта программы работ на 2013-2015 гг. Были высказаны определенные комментарии по данной программе, касающиеся включения в план 2013-2015 гг. целый ряд практических вопросов, касающихся развития ИУВР с ориентацией на развитие общественного участия, вовлечения женщин и достижения конечной цели водосбережения. Высказаны замечания, оформленные письмом, которое направлено секретарю Конвенции г-же Бернардини и председателям обеих рабочих групп. В этом письме отмечено, что программная сфера 1 и 2, в основном, направлены на государства, которые не являются партией Конвенции и более того некоторые из них - Таджикистан и Киргизстан - везде выступают против обеих Конвенций 1992 и 1997 гг., якобы не отвечающих интересам верхних водосборов. Складывается достаточно странная ситуация, потому что страны Конвенции - и Узбекистан и Казахстан - очень мало включены в программу самих работ. Подробному обсуждению подвергся вопрос типовых положений по трансграничным подземным водам. Надо отметить, что это положение более продвинуто и является достаточно хорошим инструментом, чего нельзя сказать о документах, разъясняющих положения Конвенции по поверхностным водам. Установлен срок для представления завершающих комментарий 31 июля 2012 г.

Стороны рассмотрели также специальное издание оценки взаимосвязи между водой, продовольствием и энергии. Предложено выбрать бассейны для специального проведения такой оценки взаимосвязей между продовольствием и энергией. Проф. В.А. Духовным было предложено в качестве такого бассейна избрать бассейн Амударьи, учитывая наличие определенных противоречий по данному бассейну и включить в процесс оценки влияние на окружающую среду.

На заседании было сообщено о проведении в Финляндии в сентябре 2012 г. специального совещания, посвященного 20-летию Конвенции, а также резкая критика со стороны руководителя встречи сторон по Водной Конвенции ЕЭК ООН Сибилии Вермонт в части результативности РИО+20 по отношению к дальнейшему преодолению водного кризиса. По ее мнению, документы РИО+20 имеют одностороннюю направленность на водоснабжение и канализацию, не учитывая необходимости развития водной инфраструктуры в области развития производства. Надо сказать, что аналогичное мнение было высказано и на заседании Правления ВВС. Рассмотрению подвергся также вопрос о синергизме между Водной Конвенцией ООН 1997 г. и Водной Конвенции ЕЭК ООН 1992 г. Было отмечено, что очень важное значение имеет ускорение ратификации Конвенции ООН. Представитель Грин Кросс сообщил, что в настоящее время 26 партий поддержало эту Конвенцию и необходимо еще 9 государств для того, чтобы Конвенция вошла в силу. При этом подчеркивается, что отдельные положения сопровождающих документов европейской Конвенции могут резко усилить действенность Конвенции ООН. Со своей стороны мною снова был поднят вопрос о необходимости включения в план Совета по правовым вопросам работы по уточнению и доведению до практических рекомендаций положений обеих Конвенций «по справедливому и обоснованному использованию» трансграничных вод. Соответствующие предложения были нами направлены в Совет по правовым вопросам еще год тому назад.

Прозвучало также сообщение, что Таджикистан будет проводить Ассамблею, посвященную РИО+20.

Директор НИЦ МКВК
проф. Духовный В.А.